При фотосъемке в горном походе перед группой стоят две цели: сделать технические снимки препятствий на маршруте и художественные окружающих гор и людей.
Для выполнения этих целей группа должна иметь как минимум двух фотографов и три фотоаппарата. Два из них предназначены для оперативной фотосъемки, один находится у руководителя, другой у фотографа группы. И еще один фотоаппарат для творческой фотосъемки находится у фотографа группы. Руководитель группы и по его заданию фотограф, делают технические снимки для описания наиболее сложных участков маршрута.
Фотосъемкой красоты окружающих гор фотограф и остальные участники группы занимаются только на привалах. Или в специально организованных для этого радиальных выходах. Во время движения по маршруту творческая фотосъемка недопустима, поскольку она отвлекает внимание участников, тем самым нарушая правила безопасности.
Техническая фотосъемка на маршруте |
Знание основ технической фотосъемки естественных препятствий на маршруте является обязательным для руководителей и фотографов всех групп клуба. Навыки такой фотосъемки необходимо начинать приобретать уже в походах выходного дня и в первом путешествии по Таганаю.
Главным является умение достоверно передать на фотоснимке высоту и крутизну различных форм горного рельефа, и прежде всего склонов перевала.
Есть три вида технических фотографий на маршруте:
Объект снят для опознания: хребет такой-то, или вершина такая-то, или озеро такое-то и т.д.
Сняты возможные подходы к объекту или пути следования от него.
Снята сложность препятствия: крутизна склонов, ширина карниза, высота бергшрунда и т.д.
Совместить два вида технических фотографий вместе на одном снимке нельзя. Умение делать технические фотографии сводится к решению трех проблем:
Составлению списка объектов для технической фотосъемки на маршруте.
Определению вида технических фотографий, необходимого для их фотосъемки.
Выбору места, с которого можно снять фотографии данного вида.
Например: для описания сложного и малоизвестного перевала нужно будет сделать технические фотографии всех трех видов. Для бергшрунда будет достаточно лишь фотографии его сложности. Для переправы вброд
|
через главную реку района путешествия достаточно двух видов фотографий: опознания места переправы и ее технической сложности.
Часть технических фотографий можно будет сделать фотокамерами для оперативной съемки, но большая часть таких фотографий потребует более серьезной фототехники, и прежде всего длиннофокусной оптики и штатива.
Постановочная техническая фотосъемка |
Техническая фотосъемка в горном походе, как любая техническая (научная) фотосъемка не может быть не постановочной, в той или иной степени такой кадр всегда делается по некоторым правилам, а значит он имеет вполне конкретный замысел (сценарий). Поэтому, если у фотографа нет сценария съемки, то никакого технического снимка он не сделает. Замысел будущего фотоснимка должен быть настолько хорошо продуман, что его вообще, стоит довести до сведения остальных участников группы. Ведь с точки зрения создания этого фотоснимка, они все пришли туда, чтобы по мере сил и способностей поучаствовать в этом.
В основу любого замысла по созданию технического фотоснимка должна быть положена максимальная достоверность отображения того качества снимаемого объекта, ради чего, собственно и затевается весь этот сыр-бор. Это главное качество всегда можно выразить тремя словами, например: снимаем высоту перевала; снимаем крутизну перевала; снимаем ширину реки; снимаем закрытые трещины на леднике и т.п.
Актеры для технической фотосъемки |
Очень важно, чтобы технический снимок передавал
масштаб снятого объекта. Для этого в кадре должно быть что-нибудь, с чем можно сравнивать высоту или расстояние, ведь для любого измерения нужна какая-то стандартная мера длины. В горах кроме деревьев (это только внизу) или животных (это крайне редко) такой мерой длины может быть только человек или палатка. И фотограф должен прикладывать эту мерку старательно и беспощадно. "Связка туда..., две связки сюда..., там ставим палатку..., все в колонну по одному и бегом вон на тот склон..." – эти команды, подаваемые фотографом группы, должны стать кошмаром для всех участников похода. Ну, естественно, в действительности и туда, и сюда, чаще всего, придется бегать самому фотографу, но и группа должна пару раз за поход поразмяться... Собственно, а зачем в горах нужны люди, кроме как для масштаба? Чтобы своими ничтожными размерами подчеркнуть величие гор.
|